Сенсорный образ Москвы рубежа XIX–XX веков
Описание
В силу исторических и культурных особенностей европейский человек Нового времени лучше всего воспринимал визуальную информацию. В наши дни именно этот способ ее получения продолжает лидировать: мы легко ориентируемся в Московском метро по указателям, тоннами «поедаем» образы рекламы и даже научная лекция чаще всего не обходится без красочной презентации.
Однако, пользуясь мемуарной литературой и текстами художественных произведений, мы можем реконструировать иные ощущения и впечатления, среди которых жили люди более столетия назад.
Звон трамваев, уличные крики, мелькание рекламных вывесок, запахи еды из магазинов — приглушенные разговоры в театральных ложах и тщательно продуманная ароматизация гостиных… Такие разные ощущения можно было испытать в Москве, путешествуя из мира улицы в мир помещений или поднимаясь вверх по социальной лестнице.
Иван Бунин расскажет нам о меню дорогих ресторанов, о бархатистой фактуре шикарнейших дамских платьев. А Владимир Гиляровский поведает о запахах, шуме и гаме биржи извозчиков. О телесной дисциплине, тугой шнуровке и узких перчатках сообщат каталоги Мюра и Мерилиза. Духи Брокара донесут нам любимые ароматы императрицы, а мыло той же фирмы навеет мысли о социальном неравенстве. Удивительно, как близко друг к другу располагались в городе столь разные по ощущениям места!